ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Каюсь, это не я заметил, что ученые, за редким исключением, не умеют популяризировать научные знания. Проще говоря, излагать добытые ими сведения, сделанные выводы и открытия простым и понятным языком. Это и прискорбно, и опасно. Светила науки, получается, без боя уступают место шарлатанам, проповедующим свои сомнительные "открытия". Как правило, корысти ради, а вовсе не из желания просветить страждущих. Теперь вот еще и Интернет открыл перед всякими, не побоюсь этого слова, проходимцами, путь к многомиллионной аудитории алчущих нового опыта и новых знаний.

     Но все это так, к слову. И речь сейчас вовсе не о проходимцах, а о писателе, чьи труды совсем недавно, в эпоху всеобщей грамотности и больших тиражей пользовались огромной популярностью и вызывали оживленные дискуссии. Это Владимир Алексеевич Чивилихин.

     Для меня Чивилихин - светлая сторона той страны, СССР, в которой мы родились и выросли. При известном упорстве, определенных способностях и недюжинном трудолюбии в послевоенном Советском Союзе тысячам молодых людей "из низов" удавалось пробить дорогу в жизни, сделать карьеру, не подличая и не изменяя себе. Владимир Алексеевич из таких, он с детства мечтал стать писателем и стал им. И если сегодня его книги не перечитывают, это не его вина. Он ведь не казенный ура-патриот, а подлинный, без подмеса. Кто-то может с ним не соглашаться и спорить до хрипоты, но для этого существуют перья и клавиатура, а не ярлыки.

     О себе он в молодости, лежа в больнице с обмороженными ногами, записал в дневнике: "Сейчас, когда у меня есть время все передумать, впоминаю всю мою короткую жизнь, которая была сплошным несчастьем. Как начал помнить себя, я никогда не спал на чистой, просторной кровати. Сейчас с ужасом вспоминаю свое "прокрустово" ложе - железная рваная сетка, продавленная в середине, с ворохом тряпья на ней. Грязь, до жути замасленная подушка, клопы, вши, борьба за кусок - все это наложило соответствующий отпечаток на мой характер. И за этим - продолжение мучений; полуголодное существование, тоска - о, как я благодарен своей матери! - этому кроткому, трудолюбивому существу, за то, что научила меня мучиться".

     Думаю, этих строк достаточно. Но, добавлю - голодные послевоенные годы все же отличались от нынешних сытых времен маленькой деталью: юный Чивилихин написал Министру образования СССР и был им принят - вообразите, читатель, такое сегодня, с бетонной стеной и толпой холуев и охранников между бюрократом и налогоплательщиком. 

     Владимир Чивилихин закончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах, писал прозу, издавался, первым забил в колокол, требуя остановить губительство Байкала. Вон она когда началась, борьба за чистое небо над головой и глоток родниковой воды.

     Писатель много размышлял над судьбами России, ее историей, его волновала и не давала покоя прерванная связь времен. Думается, он хотел подняться над условностью политических конструкций и идеологем и найти незамутненные конъюнктурой истоки непростой судьбы своей страны. Так родилась его знаменитая "Память", неподъемный многостраничный труд. Речь там идет о загадке авторства "Слова о полку Игореве", о нашествии Батыя, о современности и современниках автора. Уверен, страницы главного труда Владимира Чивилихина не оставят равнодушным и   сегодняшнего читателя. Да, Советского Союза больше нет, но историческая Россия живет, думает, созидает и, как всегда, в спорах и борении ищет свою дорогу в будущее. Вот и Чивилихин о том же. Есть с кого брать пример.