ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

      Вместе с реформами девяностых на российские просторы пришел (или вырвался из подполья) культ денег. В чем-то первые скоробогачи были, сами того не сознавая, похожи на нэпманов двадцатых годов с их ненасытной жаждой изобилия предметов роскоши, выставляемых напоказ. Вместе с тем, в среднем, конечно, наши миллионеры были намного лучше образованны и осведомлены о мировых экономических и политических реалиях, чем их далекие предшественники. Отсюда и тяга ко всему западному - недвижимости, отдыху, обучению детей, высокой моде. Но... обнаружилась одна немаловажная деталь. Воспитанные в догмах коммунистической пропаганды они искренне полагали, что большие, сумасшедшие деньги автоматически распахнут перед ними все двери, стоит только обзавестись виллой на Лазурке или особняком в Белгравии. На худой конец, футбольным клубом и яхтой непомерной длины.

     Реалии оказались несколько иными. Речь совсем даже не о заморозке или конфискации активов. Клуб знатных и богатых сформировался в странах золотого миллиарда давно, еще в раннефеодальные времена и вход в него, особенно для нуворишей из бывшего Союза, практически закрыт. Об этом много написано, но ведь самоуверенные выскочки, как правило, слушают только себя, мало читают и редко занимаются самоанализом.

     Новое, как известно, это хорошо забытое старое. И совсем даже не наши олигархи первыми столкнулись с проблемой - как вписаться в так называемое высшее общество Запада. Таинственное и привлекательное. И стоит ли это делать.

     Столетие назад старушка Европа пережила нашествие американских нуворишей. Штаты, сказочно нажившиеся на Первой мировой и необремененные долгой государственной историей, окрестили десятилетия между окончанием войны и Великой депрессией "Веком джаза". За пригоршню долларов в Париже и Берлине двадцатых годов прошлого века можно было ни в чем себе не отказывать. Примерно в эти же годы в США окончательно оформился свой собственный "высший свет", он, кстати, вполне себе благополучно дожил до наших дней и доступ туда весьма ограничен.

     Литература предприняла немало попыток исследования класса богачей. Одна из наиболее удачных - творчество Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Самые значительные его вещи - "Великий Гэтсби" и "Ночь нежна" посвящены именно людям с очень большими деньгами, а еще тем, кто в силу обстоятельств и к собственному разочарованию или на беду соприкоснулся с миром финансовой аристократии. Скотт Фитцджеральд хорошо знал этот мир, больше того, в конце концов растворил в нем свой недюжинный талант. Старая история - мотылек и огонь. 

     Ну, а нам-то что до этого? Отечественные персонажи, назначенные олигархами, весьма отдаленно напоминают героев Фитцджеральда, да и к тому же серьезно промахнулись с мечтой и потугами получить пропуск в мировую элиту. И все же проза Скотта Фитцджеральда для нас сегодня, не для всех, конечно, но для многих - действенная прививка от обожествления богатства и мира глянца. Деньги хороши как средство для реализации творческой энергии, самообразования и самосовершенствования. Над этим стоит задуматься, чтобы не тратить напрасно силы в погоне за вечной химерой. Тем более, что мы, судя по всему, живем в сложное время конца классического "общества потребления".

     Выбор, впрочем, остается за каждым из вступающих в жизнь, Скотт Фитцджеральд тут только в помощь.