ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

  Многие мои современники и до сих пор уверены, что самым великим артистом ХХ века был и навсегда останется Чарли Чаплин. Идут годы и десятилетия и образ маленького нескладного человечка в нелепых башмаках и с тросточкой уходит от нас все дальше и дальше. Конечно, творчество Чаплина - классика, его изучают, время от времени фильмы даже показывают по телеку, а образ эксплуатируют актеры, певцы и клоуны. И все-таки кажется, что он сам предсказал судьбу своего героя, когда показал его уходящим куда-то вдаль  в заключительных кадрах. Да и то правда, в эпоху звукового кино Чарли Чаплин не вписался, широко разрекламированный в свое время фильм "Графиня из Гонконга" ожиданий не оправдал, ни художественных, ни кассовых.

     Я, признаться, всегда удивлялся вот чему. Мне казалось странным и нелогичным, что Чаплин со стопроцентно гуманистической основой своего творчества так долго продержался в Голливуде. Не для того была придумана эта "фабрика грез". Да и создавали ее отнюдь не гуманисты. Опытные дельцы, беспощадные мафиози и мастера пропаганды стояли за декорациями мелодрам и вестернов и шаг за шагом, лента за лентой настойчиво рисовали на белом экране придуманный ими и нужный им образ Соединенных Штатов. В действительности его никогда не было, как не было благородных стрелков-ковбоев, одиноких борцов с жестоким и коварным ЦРУ и неразлучных полицейских-напарников - белого и афроамериканца с обязательным добрым и печальным лицом, разоблачающих козни коррумпированной верхушки. Надо отдать должное создателям Голливуда, как и отцам-основателям США - великая иллюзия демократического хрустального града на холме продержалась пару столетий, принесла неслыханные дивиденды своим творцам  и только в наши дни начала покрываться старческой патиной. Но уходить, судя по всему, не собирается. Нам на беду, кстати.

     А что же Чарли Чаплин, он-то почему не стал символом Голливуда и Америки? За ответом далеко ходить не надо, достаточно прочитать его мемуары. Книжка так и называется: "Моя биография". Очень советую, талантливая, правдивая и откровенная книга. Мне в свое время, не скрою, она очень многое дала для понимания, как устроен англосаксонский Запад, волшебным магнитом притягивавший мое поколение в конце пятидесятых годов прошлого века.

     Напомню тем, кто мало что знает о Чаплине, что вырос он в самой что ни на есть викторианской Англии в зените ее имперского могущества. Это, правда, совсем не значит, что жизнь тогдашних низов общества была легкой; в силу различных обстоятельств маленькому Чарли пришлось познать нищету и голод, близко познакомиться с тогдашней системой социального воспомоществования. Отсюда, думается, и возник образ смешного и наивного бедняка с тросточкой - героя самого доброго фильма всех времен и народов "Огни большого города".

     Много позже Чаплин помог президенту Рузвельту убедить американцев в необходимости вооруженной борьбы с гитлеровской Германией, его "Великий диктатор" обошел все экраны Америки. И та же Америка, для которой он так много сделал, отвернулась от Чаплина из-за его, как теперь бы выразились, политической и расовой толерантности. Кстати, тогда в ходу были вывески "Евреям и собакам вход воспрещен", это ныне БЛМ и еврей-госсекретарь. Слава Богу, Чаплина не посадили в тюрьму, он целым и невредимым унес ноги с новой родины, но ограбить его страна Америка ограбила, в буквальном смысле.

     Нучто же, Чарльз Спенсер Чаплин прожил долгую, насыщенную и поучительную жизнь и еще долго будет нужен людям, в особенности тем, кого непонятно почему принято называть "простыми". Низкий ему поклон.