ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Так получилось, что я очень поздно, лет в пятьдесят с гаком взял в руки тоненькую повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда". Сказать, что не пожалел - ничего не сказать. Важно другое. Уверен, что читать некрасовскую повесть нужно именно в зрелом возрасте, когда люди начинают понимать конечность собственной жизни на Земле и неизбежность ухода в небытие. Молодости, как известно, такое не свойственно. Тем более нынешним недорослям, играющим в войнушку на экранах различных электронных устройств. Большинству из них даже в эти дни невдомек, что война - кровавое и вовсе не романтическое занятие, в ходе которого можно в одну миллисекунду очутиться на том свете, даже не узнав, как выглядит тетка с косой.

     Конечно, о писателе по имени Виктор Некрасов я знал, название прославившей его вещи часто упоминалось в "Литературке", ее в нашем доме читали и обсуждали. Знал и то, что отношения фронтовика-орденоносца, завсегдатая президиумов и лауреата Сталинской премии с советской властью вначале осложнились, потом окончательно расстроились и знаменитый и любимый народом, еще хорошо помнившим, что такое Сталинградская битва писатель был вынужден покинуть Советский Союз. Конечно, не он первый и не он последний, но тут у каждого своя драма, что в Париже, что в Вермонте. По свидетельству многочисленных друзей Виктор Некрасов не бедствовал, пил и запивал не чаще обычного, но переживал разлуку с Родиной, за которую проливал кровь, глубоко и искренне.

     Это коротко про биографию - для тех, кто никогда не слышал о Викторе Некрасове, или Вике, как называли его близкие, а человеком он был, говорят, общительным и кампанейским. Теперь о счастье, полной мерой выпавшем на его долю. Постараюсь доказать, что это именно так, несмотря на обстоятельства последних лет жизни. 

     Земным людям не дано знать промысел Всевышнего, но то, что кого-то он рано забирает к себе, а кого-то оставляет на Земле - мучиться и творить вплоть до выполнения неведомого до поры жизненного задания - в это я верю, как в "Отче наш". Вот и Некрасов вышел живым из сталинградской мясорубки и после госпиталя был из армии списан вчистую. Многие его сверстники приходили в литературу, терпеливо осваивая нелегкое писательское ремесло, начинали, бывало, еще и до войны. Вика же - раз и выдал, что называется, залпом - и на века. Возможно, могу лишь робко предположить, основываясь на скромном своем военном и литературном опыте, что фронтовику Некрасову захотелось, отдав бумаге пережитое в окопах, избавиться от кошмаров, зачастую преследующих тех, кто понюхал пороху. Если так, то ему опять-таки повезло, опытный и умный редактор заменил эпическое название повести - "Сталинград" на более скромное "В окопах Сталинграда" и неизвестный никому молодой ветеран, каких сотни тысяч, проснулся знаменитым. И еще вытянул сумасшедший счастливый билет - в интриге вокруг премии точку поставил тот, чьим именем она и называлась - сам Генералиссимус. 
     В литературе оставили свой след многие люди, написавшие один, первый и последний текст. Возможно, что и совсем неплохой. Считать таких авторов писателями или нет - вопрос спорный. Применительно к Виктору Некрасову - даже если бы он остался автором единственной вещи вопрос так не стоит. Он вписал свое имя в историю русской литературы, как вписал его задолго до "Войны и мира" Лев Толстой с "Севастопольскими рассказами". Упаси Господь, у меня и мысли нет сравнивать Вику с яснополянским графом. Я только рекомендую прочитать еще и "Киру Георгиевну" и станет понятно, что Виктор Некрасов - писатель большой и очень нужный людям. В дни страшной битвы он и не подозревал, что выпадет ему такое счастье - писать книжки.