ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Писателя Грэма Грина по неизвестной мне причине в Советском Союзе числили по детективному ведомству. Не знаю, кто в те годы определял "специализацию" писателей - были же на полном серьезе "производственники" и "деревенщики". Приснопамятный царь Никитка даже повелел всех людей творческих профессий расписать по заводам, фабрикам, колхозам и совхозам с тем, видимо, чтобы набирались народного духа и правдиво изображали реальную жизнь, а не склоки и пересуды в ресторане Дома литераторов. Двум моим знакомцам, писателю и скульптору несказанно повезло - из поселили на Конном заводе  No1, это нынче самая что ни на есть Рублевка, в этом средоточии госдач снабжение было не самым плохим.

     Все это к слову. Вернемся к Грэму Грину. Конечно, каждый писатель так или иначе пишет о том, что знает или, по крайней мере, видел во сне или о чем подумал в прошлое воскресенье на природе, выпивая со случайным соседом-рыбачком. В общем, литература растет из всякого жизненного "сора", не мной замечено. Грэм Грин не исключение, служба в разведке дала ему множество впечатлений и интересных знакомств. Недаром они дружили с Кимом Филби, не последним человеком в ремесле и британском разведсообществе. Грин даже навещал Кима в Москве уже после его провала и бегства из Бейрута.

     На мой взгляд, фокус и секрет популярности лучших вещей Грэма Грина обусловлен двумя причинами.

     Первая - тонкий, непревзойденный английский юмор, умение островитян едко иронизировать над собственными слабостями и даже национальными чертами, привычками и стереотипами. Мне несказанно повезло, пришлось на протяжении недели переводить пикировку между выпускником Оксфорда и типичным кокни, выбившимся в крутые миллионеры. Поверьте на слово - это было нечто - умудриться передать смысл сказанного, соль шуток и не упасть под стол от душившего меня хохота. И при этом двое закадычных друзей и партнеров ни разу не перешли грань допустимого. Все это есть у Грина, причем даже в самых трагических обстоятельствах.

     Вторая и главная - герои Грэма Грина, за малым исключением, носят маски и волей автора снимают их только тогда, когда нужно проявить истинную, глубоко спрятанную человеческую суть. И неважно, на каком фоне этот стриптиз демонстрирует писатель - разгула озверевших от вседозволенности тонтон-макутов, неги и расслабляющих коктейлей Гаваны или пахнущего порохом и близкой трагедией Сайгона.  

     Обязательно нужно добавить, что Грин - гуманист в классическом понимании этого слова, наследник того лучшего, что создала европейская цивилизация перед тем, как уступить место постмодерну. Именно поэтому, думается, он близок нам, русским, в эпоху охватившей Запад диктатуры толерантности, всеобщего равенства непоймичего и прочего БЛМ пытающимся не без успеха продолжать руководствоваться традиционными ценностями. Возможно, только в России можно в наши дни услышать домашние споры о вечном и стремление явить себя миру через повальное и бескорыстное увлечение самодеятельным писательством.

     Вот почему нам так близок майор Джонс из "Комедиантов" - пройдоха и мелкий мошенник, сам себя загнавший в капкан и поневоле вырастающий в героя, о котором будут еще много лет слагать легенды жители несчастной, ограбленной и униженной страны. Кто же на самом деле скрывался под маской? 

     Думайте о том, кто вы есть, говорит нам большой писатель Грэм Грин, и не бойтесь в "час икс" встать во весь рост, чего бы это не стоило.