ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Начав читать Александра Зимина, а чтение это все-таки, признаться, не самое легкое, призываю заинтересованных в осмыслении исторического пути России не останавливаться на упомянутой выше работе, а осилить еще и его же монографию "Россия на рубеже ХV-ХVl столетий".

     Мне всегда казалось странным, что ученые мужи практически оставляют без внимания жизненный обиход и образ мышления наших далеких предков. Замкнувшись на обстоятельствах и последствиях ордынских завоеваний, вассальных отношений русских князей с их сюзеренами, борьбе за первенство между Киевом, Галичем, Владимиром, Тверью и Москвой, без внимания оставался и до сих пор остается внутренний мир тогдашнего насельника Великого Новгорода, той же Твери или Смоленска; неважно, дружинника, купца или монаха. Можно подумать, что эти люди, умевшие, кстати, вполне грамотно и образно излагать свои мысли и чувства, ничем кроме цен на беличьи шкурки или любовных приключений соседки Милаши не интересовались. Как бы не так! Смею думать, они имели вполне адекватное представление об окружающем их мире.

     Мы, сегодняшние, и представить себе не можем огромную роль религии и православия (в том виде, как оно сложилось на Руси) в тогдашнем духовном мире и повседневном поведении, строе мыслей и морали русских людей позднего средневековья. Именно поэтому так горячо и непримиримо спорили иосифляне и нестяжатели. Они, уверен, понимали, что будущие судьбы огромного количества прихожан и нарождающейся великой державы решались в том давешнем споре. Недаром проигравшие нестяжатели пошли в итоге на плаху. Все было очень серьезно и аукается нам, верующим и атеистам, и до сих пор. Думается, что литературное наследие этих выдающихся религиозных и социальных мыслителей ждет не дождется адекватного и достойного представления заинтересованному, внимательному и широкому читателю.

     Есть еще одно историческое событие, весьма основательно повлиявшее на будущее России. 29 мая 1453 года столица Византийской империи - Константинополь был взят османской армией. Восточная Римская империя прекратила существование. Практически в то же самое время Москва, стряхнувшая после Куликовской битвы ордынские оковы, начинала свое неуклонное теперь возвышение. Если кто подумал, что речь пойдет о знаменитом тезисе Филофея "Москва - третий Рим", это не так. Нет, думается, не Москва нуждалась в наследстве павшей империи. Совсем наоборот, остатки Византии и растерявшийся, разобщенный Запад, искали новую точку опоры, прочный тыл, источник силы, чтобы вернуть утраченное.

     В моем скромном понимании тут-то и настал момент истины для московских православных иерархов. Нужно было решать, с кем идти дальше и как жить - с народом, скромно и по совести или с царями и при дворе, в довольстве и сытости. Это и стало главной развилкой на историческом пути российской православной церкви, смыслом непримиримого спора и узлом противоречия, развязать который пришлось вначале топором, плахой и кровью, потом расколом и, в конечном счете, уже при Петре, низвержением патриархата и подчинением церкви, как института, департаменту императорского правительства, одному из многих.

     Интерес к встающей в полный рост на востоке Европы державе, идущий с Запада по сложному и извилистому пути, через Рим, Вену, Варшаву, Киев нам, теперешним, понять несложно. Спасибо всяким Макиндерам - о том, что тот, кто владеет евроазиатским Хартлендом, владеет ключами к миру, сегодня не знает только ленивый. Тогдашним владыкам, светским и церковным, породниться с племянницей последнего Палеолога казалось великой честью. Последствия получились куда как серьезные. Мы их расхлебываем еще и сегодня. Дай нам Бог в этом удачи!