ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

ПОДВОДЯ ИТОГИ

     Так называется последний большой текст Сомерсета Моэма - маститого английского мастера прозы. Так, как Моэм, можно писать, проживая жизнь в упорядоченном обществе, где даже революции и войны не нарушают социальной дистанции и студиозусы Кембриджа и Оксфорда вот уже Бог знает в который раз будут соревноваться в весельной гонке на Темзе.

     У нас не так. Исторические наши ухабы не превратились покамест в ровный асфальт, да и вряд ли это случится в обозримом будущем. Так что отечественные прозаики, воленс-ноленс, привыкли приспосабливаться к существующим порядкам, писать в стол или менять место жительства. Некоторым повезло - дожили до возможности подвести собственные итоги.
     Эдуарда Хруцкого я видел вблизи много лет назад, на отдыхе в некогда знаменитом писательском доме творчества на Пицунде. О том, чтобы познакомиться, и речи быть не могло. Разница в возрасте, известность и давняя слава короля Брода (это, если кто не знает, ул. Горького, ныне опять Тверская), где в конце пятидесятых был представлен весь московский бомонд, в том числе и бандитский и - Эдик там был не последним человеком. Так что куда мне было с моей запутавшейся в главлитовских сетях повестушкой. А Хруцкий был хорош! Высокий, мощный, с крупными чертами лица, усами и неизменной трубкой он выделялся в толпе, хоть в ресторанном зале, хоть на пляже. Ходило множество легенд о его прошлом, да и настоящее интриговало - одна последняя женитьба на дочери всесильного некогда генерала Ивана Серова чего стоила.  

     Эдуард Хруцкий написал не одну книжку, его детективы читаются легко, чувствуется, что под ними солидная документальная основа. Автор этого и не скрывает, что, кстати, характеризует его с самой лучшей стороны. Московские сыщики послевоенного времени не всякого литератора дарили дружбой, застольными разговорами и воспоминаниями о расследовании сложных и порой жестоких преступлений. И опасных, кстати, в том числе и в особом смысле - криминал и политика зачастую ходят рядом, если не под ручку. Да и ни о каких пресс-службах тогда и слыхом не слыхивали, а уж об "утечках" и "сливах", да еще за бабки, и речи быть не могло. Отдавший солидную дань еще и газетно-журнальной работе Хруцкий знал многое и о многих.

     Итоговым текстом Хруцкого мне представляется роман "Полицейский". Не нужно забывать, писатель прожил всю свою жизнь в Союзе, успел послужить в Советской Армии, участвовал в так называемых венгерских событиях, боевые ордена, кстати, в те времена давали весьма скупо. И писал потом, как принято было говорить, "о героических буднях советской милиции". И на тебе - подводя итоги, без обиняков показывает  преступную жестокость большевистского режима с первых дней его прихода к власти. Герой Хруцкого, полицейский еще царской выделки, чудом уцелев в чекистской мясорубке, подводит черту под своей сужбой родине, отдает долги, рассчитывается с личными врагами и уходит в эмиграцию из-под носа новых хозяев жизни.

     Что и говорить, неожиданный финал авторской, да и человеческой биографии Эдуарда Хруцкого. При этом по воле писателя симпатии читателей оказываются на стороне главного героя. Автор не скрывает - он против революционных перемен, начинающихся с бессудных расстрелов, провокаций, грязных методов борьбы с политическими противниками и даже с собственными союзниками, обманутыми социальной демагогией. Сильно, ничего не скажешь. 

     И вот еще что. У экс-жигана, поэта и писателя Демина и успешного советского литератора Эдуарда Хруцкого есть поразительное биографическое совпадение - их отцы, сыгравшие не последние роли в победе большевиков, покончили с собой, не дожидаясь ареста. Поневоле задумаешься.