В позднее советское время в кругу моих коллег и родственников было принято обмениваться книжными новинками и радостью от открытия свежих имен и талантов. Не последнее место в этом ряду занимал Юрий Трифонов и его знаменитый роман «Дом на набережной». А недавно удалось, пусть и с опозданием, прочитать фундаментальный труд Юрия Слезкина «Дом правительства». Вот по старой привычке и потянулся теперь уже к клавиатуре.
Труд Слезкина действительно неподъемный – масса фактов, документов, фотографий. Человеческих судеб. Своя версия происхождения и гибели большевизма. Низкий поклон автору за столь серьезный вклад в новейшую историю России. Пожалуй и сравнить-то не с кем по основательности подхода и смелости. Думается, по-настоящему оценят книгу не сразу, должно пройти время. Возможно, споры по поводу авторской гипотезы прошли мимо меня. Каюсь. Но я немного о другом.
Семье Трифоновых, так уж получилось в силу биографии ее главы и славы его сына, жителям печально знаменитого дома, Слезкин уделил немало строк и вполне заслуженно. Более того, признался как-то, что и взялся за свой «Дом» под влиянием Трифонова-писателя. О Трифонове-старшем сейчас мало кто помнит, а вот Трифонова-младшего читают до сих пор. Хотя, признаться, пик популярности его прозы прошел. Думается, напрасно.
На мой вкус, я бы включил его «Старика» в обязательный школьный курс. Книга вышла без малого сорок лет назад и актуальности, как и должно быть с провидческими вещами, не потеряла. Работа Слезкина это подтверждает, его герои готовили и делали революцию и после изо всех сил стремились воспитать верных наследников и продолжателей своего дела. Трифонов в «Старике», а напомню, советская власть стояла тогда незыблемо и казалась вечной, убедительно и жестко показал тщету усилий большевиков. Отсюда и ощущение никчемности прожитой главным героем жизни с ее спорами, битвами, любовью и кровопролитием. Не удалось главное, ради чего загублены были миллионы жизней и растрачены колоссальные ресурсы. Новый человек не родился. Осталась суета вокруг грошовой халупы и судки с казенными котлетками на обед.
И Слезкин, в сущности, о том же. Просто Трифонов писательским чутьем, с лагерным опытом матери и трагической судьбой отца увидел это на четыре десятилетия раньше. И не сказал – крикнул! Возражения критиков, конечно же, прозвучали и звучат до сих пор – ну как же, ведь были построены тысячи заводов и фабрик, выиграна смертельная схватка с лютым врагом, а потом бомба, спутник и Гагарин. Наверное, Трифонов-писатель в силу выдающегося своего таланта предугадал, что потомки его героев захотят строить для своих детей другую, новую страну. Победа, Спутник и Гагарин останутся ее гордостью, да и бомба не помешает – на всякий случай. А роман Юрия Трифонова «Старик» еще не раз послужит предупреждением о тщетности попыток ломать человеков через колено.
Спрашивается, так кого же читать первым, Слезкина или Трифонова? Думаю, нужно сперва осилить «Дом Правительства». Это большой читательский труд, к такому сейчас не привыкли, недаром уже не первое поколение школьников не переживает, а «изучает» «Войну и мир». Стоит все же преодолеть привычку к клиповости современной жизни и снова научиться осваивать сложные тексты.
Оно того стоит.