ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Встреча со знаменитым всесоюзным Гошей – Алексеем Владимировичем Баталовым была единственной, недолгой и по делу. Он согласился озвучить документальный фильм, снятый по моей идее. Случилось все в начале нового века, Алексей Владимирович был уже в летах, но, как мы теперь знаем, в силу семейных обстоятельств были нужны деньги и он принял предложение.

     Затея пригласить знаменитого артиста чуть было не пошла насмарку, Алексей Владимирович уже не мог с листа запоминать совсем даже недлинный текст, хотя бы два-три абзаца. Все же приладились, я ему суфлировал через наушник, он мастерски попадал в образ и темп, но быстро уставал. Мы часто прерывались и выходили покурить. Ничего от «актер актерыча», народного и лауреатского, как это бывает со звездами, в нем не было и мы как-то сразу перешли на «ты». В общем,  для полноты общения по-русски нехватало только бутылки.

     Естественно, я не решился задавать вопросы самому Баталову, хотя некоторые детали его  биографии, не скрою, меня интересовали. А он, прикурив очередную цигарку, говорил только об Ахматовой, снова и снова только о ней, великой поэтессе и кумире его детства и юности. Почему? - подумалось тогда, ведь этот человек знал всех знаменитостей своего времени. Хотел было спросить, но Алексей Владимирович прочно держал нить разговора в своих руках. Да и не по чину мне было, сколько таких мимолетных знакомств случилось в его жизни!

     Каюсь, я не сразу сообразил, почему все же Ахматова и только Ахматова. Может быть, потому что моим поэтическим кумиром с детства был Пастернак? Не знаю. Через какое-то время мне прислали фото с тех съемок со мной и Баталовым, но и без них невозможно было забыть эти минуты, Алексей Владимирович ведь почти каждый день в телевизоре. И вопрос об Анне Андреевне требовал-таки ответа.

     Итак, Ахматова. Допер я только теперь, когда  Баталова не стало и спросить его о правильности моей догадки уже никак не смогу.

     Анна Андреевна Ахматова стала, как я думаю, для молодого Баталова образцом поведения гения в страшных обстоятельствах большевистской диктатуры. Несмотря ни на что, она не изменила себе и не прогнулась. Биография Анны Андреевны, ее творческий и жизненный путь хорошо известны и повторяться смысла нет. Важно, что победа осталась за ней. Так свет побеждает тьму, а безоружный гений попирает вооруженного до зубов злодея. Но это в сказках торжество героя над Кощеем Бессмертным представляется закономерным, а в жизни только сама эта маленькая женщина знала цену своей победы. Если вдуматься, мороз по коже...

     Не знаю, осознанно или интуитивно, но молодой Баталов усвоил урок. Поэтому в его игре нет фальши, а в фильмографии проходных ролей. И он оставил нам три великих, истинно русских национальных образа одновременно ужасной и славной эпохи – юноши-солдата, ученого-  подвижника и слесаря-золотые руки.

     Когда нынешние режиссеры и актеры жалуются на всю страну, что им что-то не дают сделать, затирают, мучают придирками и цензурой, мне хочется  просто послать их куда подальше. Стыдно-с, господа! Настоящий художник всегда сумеет сказать то, что считает нужным и правильным. Как сумели Ахматова и Баталов. Поэтому они и великие.

     Вот так по закону двух рукопожатий и мне довелось услышать тонкое эхо ушедшего  серебряного века. Знаю, это дорогого стоит. Стихи, слава Богу, на полке, только руку протянуть.