ЧЕКАЛДЭ

 

Литературный сайт Александра Павлюкова

для тех, кто читает внимательно

     Внимательный читатель, возможно, заметил, что автор старательно обходил тему событий вокруг Украины. До поры.

     Все очень просто. Это - личное. Дело в том, что мои родители - уроженцы Луганска, перебравшиеся в Москву в двадцатых годах прошлого века. За ними последовали мои тетушки по отцу и мой дядя, мамин брат. Дедушка по матери (меня и назвали Александром, чтобы сохранить память о нем), умер еще до революции от последствий ран и контузий, полученных на японской войне. Другой дед, Костя был расстрелян немцами, бабушку не тронули, умерла она много позднее в Москве. В Луганске, в родовом доме отца, оставалась еще одна незамужняя тетушка и после ее ухода из жизни дом продали. Так что уже очень давно с Луганском меня ничего не связывает, вряд ли я смогу найти могилу деда Саши, а о том, где похоронили деда Костю, я, к стыду своему, ничего не знаю.

     И все же, по некоторым обстоятельствам семейной истории, о которых здесь и сейчас нет смысла распространяться, меня тянуло в Луганск. Мамины рассказы о том, как они спасались в подвалах в страшные дни гражданской войны, о бедности, в которой жили после смерти деда Саши,  необходимости с юности добывать хлеб и копейку, о том, как встал Луганский паровозостроительный, на котором дед Костя работал мастером и уже умирал, опухший от голода, когда в двадцатые вдруг вновь заревел заводской гудок, о голодной и веселой комсомольской юности - все это я помнил и хорошо представлял себе по выцветшим и чудом уцелевшим фотографиям. И мечтал когда-нибудь съездить в Луганск, пройтись по его улицам, подышать его воздухом, посидеть на кладбищенской лавочке под его солнцем.

     В 1991 году стало понятно, что этого никогда не будет. И вотуже совсем не чужой мне русский город Луганск стал полем боя и обстреливали его из всех видов оружия теперь уже не немецкие нацисты, а потомки их пособников, бандеровцев.

     Я не разделяю утверждений о том, что украинцы и русские - один народ. Да, мы славяне, точно так же, как и поляки, чехи, словенцы, хорваты, сербы. Мы жили какое-то время в одном государстве, вместе ели хлеб поражений и побед, потом они ушли, прихватив с собой массу им не принадлежащего - от земли до заводов и пароходов.

     Это бы ладно. Но они, жители незалежной, принялись рьяно строить свою нацию на принципах ненависти ко всему русскому и подлинно православному, на отрицании всего, связанного с Россией. Так они, казалось, окончательно закрыли мне дорогу  в Луганск.

     История - это длинный путь из прошлого в неведомое будущее. Тут можно сказать одно - у тех, кто строит свое будущее на ненависти, простите за тавтологию, будущего нет. Государственность - да, может поддерживаться какое-то время, но и только.

     Россия, как известно, запрягает долго. И может долго терпеть, но всегда берет свое. С Луганском это уже случилось.

     Теперь дело за малым - вернуть на эту землю жизнь во всей ее полноте, в заводы, шахты, на поля, в школы, детские садики, больницы и институты. Это будет непросто, это тест для управленческой системы России, но другого выхода, как справиться с непростой задачей, у россиян нет.

     Может быть, я все-таки соберусь в Луганск.